Top.Mail.Ru
 

Про труд музредов – тонкая работа

Редактор должен страдать — шутливая фраза, которую говорят про себя люди, которые редактируют тексты. Однако она применима и к музыкальным редакторам. Почему: музыка связана со вкусовыми предпочтениями, а редактор постоянно сохраняет объективность. И это труд.

Порой мы слышим, что создать плейлист для бизнеса может любой, особенно если он музыкант: «Ну, я собрал лаунж, им всё понравилось». Это вдохновило нас рассказать о том, какие навыки и личные качества отличают действительно хорошего редактора.
Навык — слушать 1 000 треков в день
И даже больше.

В музыкальном потоке 350-400 треков, а собрать надо 10-15 потоков в день. Конечно же, редакторы прослушивают только фрагменты — хуки — по 10-15 секунд. За это время специалист понимает, в каком жанре, настроении, темпе и с какими вокальными характеристиками звучит трек.
Почему это сложно. Представьте, что вы можете снять наушники, переключить песню и выбрать другой жанр, когда вам хочется. Редактору так нельзя, как и потакать своему настроению: музыка надоела.

С одной стороны, специалист любит музыку безусловно, с другой — смотрит на неё как хирург или скульптор.
Музред — это бэтмен, искусственный интеллект, который пашет по восемь часов в день и искренне этому рад.
Быть эмпатом или экстрасенсом
На первый взгляд, кажется, что вы работаете с музыкой. Но нет, вы работаете ещё и с людьми.

Например, клиент попросил подобрать лаунж — редактор сделал. Затем заказчик уточнил, что из готового потока надо убрать треки, которые, по его мнению, звучали, как музыка для автоответчика. Поскольку заказчик не привёл примеры, редактор проанализировал запрос и понял, что тот имел в виду монотонные и неэмоциональные треки, которые кажутся бесконечными.

Или другой запрос — «уберите трубы». Редактор знает, что в потоке нет трубных инструментов, но есть духовой — саксофон. Его-то и имел в виду заказчик.
Если сложно поставить себя на место другого человека — могут возникнуть сложности, ведь после правок клиент останется недовольным и один и тот же поток придётся переделывать несколько раз.
Любимые песни — дома
Это про объективность.

Если, допустим, человек не любит шансон, то убрать его из плейлиста проще простого. А вот собрать поток из любимой музыки сложно: теряется широкий взгляд на музыку.

Например, редактору нравится Мэрайя Кэри, поэтому её песни он готов слушать изо дня в день. Однако у этой певицы много однотипных треков с одинаковыми вокальными приёмами, ритмом и настроением — плейлист на 300 треков с подобной музыкой утомит слушателей. Что точно можно сделать, так это добавить несколько треков певицы, чтобы создать ритмическую картину в плейлисте.
Разбираться в брендах
Иногда музыкальный редактор получает нестандартные запросы. Например, «хочу как в Заре», «мы как Баленсиага», «нужна танцевальная музыка, но спокойная». Так заказчик пытается рассказать, каким видит свой бренд. Редактор понимает это, поэтому мыслит шире музыкальных жанров. Более того, собрать поток из одного жанра — хороший музред знает это по опыту — означает демотивировать сотрудников, которые слушают плейлист изо дня в день.

Специалист понимает: музыка должна решать конкретные задачи. Допустим, кажется, что в интим-магазине надо включить лаунж: пусть все будут расслабленные, всё-таки такой выбор! Но это только кажется. Концепций может быть несколько. Покажем на примере, что значит для редактора разбираться в бренде.

Интим-магазин — это о наслаждении, расслаблении, флирте и раскованности. Если флиртовать и наслаждаться только под лаунж, люди пресытятся однообразием. Некоторые треки действительно будут в этом стиле, но они скорее разбавят плейлист, чем станут его основной частью.
Обосновываем музыку. В магазинах с о-о-очень личными товарами людям должно быть комфортно. Там нужна спокойная и негромкая музыка: она помогает покупателю концентрироваться на своих желаниях, осознавать их. Чтобы собрать её, смешиваем лаунж, эмбиент и чилаут: музыка наполнена полутонами, как красивое полупрозрачное нижнее бельё. Эротический оттенок собранному плейлисту придают саксофон — самый сексуальный музыкальный инструмент — и шепот. Ритм постепенно нарастает, затем достигает пика, уходит в медленную паузу и снова нарастает.
Как не выгорать
А сейчас — советы от первого лица.
«Когда вокруг много однообразной музыки, чтобы сохранять объективность, я периодически переключаюсь между жанрами-антагонистами. Например, включаю поп-музыку после лаунжа. А если сложно слушать джаз — включаю незатейливые детские песни»
Татьяна Попкова
Музыкальный редактор «Музлаба»
«Я тоже переключаю внимание между жанрами. Например, в декабре, когда слишком много новогодних песен, слушаю неоклассику. Она помогает абстрагироваться от привычной музыки, чтобы соблюсти равновесие в в плейлистах. А если совсем устала — Марш Радецкого: он настраивает на позитивный лад и вдохновляет»
Майя Королева
Музыкальный редактор «Музлаба»
Семь профессиональных фактов
Хороший специалист постоянно шлифует свой музыкальный вкус.

Знает, какие жанры и отдельные композиции сочетаются друг с другом.

Музыкальный редактор разбирается в музыкальных жанрах, умеет их отличать.

Он знает историю музыкального искусства — это профессиональная основа.

Слышит и распознаёт музыкальные инструменты — обладает музыкальной грамотностью.

Следит за трендами, знает, какая музыка модная или наоборот устаревшая.

Владеет теорией об основах авторского права и профильных организациях.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Ошибочно думать, что хороший музред обязательно наслаждается сложными рок-партиями, которые играют музыканты-мастодонты, и демонстрирует безупречный музыкальный вкус. На самом же деле, редактор слушает то, что хочет: Агутин так Агутин, Любэ так Любэ. А ещё он может пить чайный гриб под Розенбаума или танцевать под Сердючку.
Что классно: личные музыкальные предпочтения остаются в рамках личных границ и не выходят за профессиональные.